Общедомовые нужды и обманутые надежды
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
ЖКХ
01.04.2013 11:58

В России стало очень известным еще одно сочетание букв — «ОДН». Причем третья по популярности трехзначная аббревиатура у многих людей вызывает примерно столь же негативные чувства, как вторая, всенародно известная — «ЖКХ», и первое не менее «популярное» слово из трех букв, что часто пишут на заборе.

Вообще, само понятие «общедомовые нужды» — порождение затянувшейся коммунальной реформы. Реформы, которая в первые годы после ее провозглашения порождала надежды, превратившиеся со временем в нужды. В нужды и потери. Как, в принципе, и само проживание в многоквартирном доме превратилось в бремя. Это касается почти всех. Даже коммунальщиков. Потому и рассуждают об общедомовых нуждах и бремени содержания общего имущества тоже почти все. А что, собственно, случилось?
Тля коммунальная

Почему тема ЖКХ в СМИ и в народе снова в числе топовых? Всенародная и все возрастающая «популярность» коммуналки измеряется в денежных единицах, которых требуют ненасытные и вездесущие, как тля, квитки на оплату услуг ЖКХ. Тля пожирает бюджеты неизбалованного населения нарастающими темпами. Аппетит тли порою вырастает в разы в течение одного платежного периода. Тля уже съедает необходимые для жизни продукты первой необходимости социально незащищенных граждан.

Повышение цен на продукты питания уже не вызывает такого ажиотажа, как возрастающие счета за квартплату. Рацион свой можно корректировать. Можно меньше и невкусно есть. Можно хуже одеваться и, как Остап Бендер, носить туфли без носков. Можно не читать газет, либо читать их при свете луны или уличного фонаря на лавочке. В крайнем, можно обойтись без бани, но не заплатить за квартиру — нельзя!

Для людей старше 40 лет внесение квартплаты — это не оплата услуг по возмездному договору. Это — почетная обязанность гражданина, как служба в Советской Армии. Не заплатить за квартиру для среднестатистического жителя России — смертный грех, сравнимый разве с предательством Родины или убийством родителя. Хотя, если задуматься: «Че за неё платить? Квартирка-то давно наша!» Это по договору — за что заплатил, того и требуй. «Заплатизаквартиру» — не договор. Это не оплата услуг. Это не покупка какого-то продукта или блага. «Заплатизаквартиру» — это религия, а человек религиозный, отдавая, взамен ничего не просит. Иначе как понимать, что на вопрос «почему я должен платить», к примеру, за

электроэнергию, потраченную на освещение подвала или потерянную в плохом контакте старого кабеля с ржавым рубильником», нам, в соответствии с законодательством, отвечают: «Не все коту масленица». Нести бремя расходов на содержание общего имущества — ваша обязанность. А как вы хотели»?

А хотели мы, надо сказать, не этого. Входя в обшарпанные двери своего подъезда с такими же ободранными стенами, собственники могут подумать, что бремя они несут на содержание чьего-то чужого общего имущества, которое находится явно не в этом доме.

Если сопоставить сроки службы и сроки жизни домов, при этом просеять сопоставленное через сито периодичности невыполненных ремонтов, становится вполне ясно, что жильем дом был лет пятнадцать назад. Теперь это вообще не дом — это бремя.

Беда в том, что если у вас нет денег, то тля коммунальная начнет есть ваш дом. Иными словами, если во времена развитого социализма и выделялись деньги на ремонт, до дома они не доходили. Теперь квартиры стали собственностью «счастливых» граждан. Государство ни при чем. И спросить не с кого. А тля ест. Что делать?

Нужно убить и похоронить надежду. Надежду на то, что кто-то или что-то вроде государства или муниципалитета должны. Никто никакого ремонта в чужом доме делать не обязан, а значит и не будет. Весь смысл коммунальной реформы до банальности прост и очевиден. Кто будет спорить с тем, что только собственник вправе распоряжаться своей собственностью? Никто. Тогда почему распоряжаться квартирой, жить в ней, сдавать в аренду, продавать, наконец, буду я, а ремонт делать кто-то другой? Где есть страна такая? И наша ею не станет.

Отчисления на капитальный ремонт делать необходимо и придется. Платеж за капитальный ремонт скоро станет ещё одним бременем по закону. Прямо сказать, плата за ремонт и содержание не просто увеличится, появится новая строка расходов «за капитальный ремонт». Трудно сказать, насколько весомой будет она. Это не заговор, это не предательство, это не госдеп и не плохой президент или мэр. Это первое и самое простое, что необходимо понять и принять, чтобы победить коммунальную тлю.

«Заплатизаквартиру»

Второе, что нужно убить, — это «Заплатизаквартиру». Оно живет в голове. Станьте циником, как автор этой статьи, а лучше, как директор коммунального предприятия, и «Заплатизаквартиру» умрет. «Заплатизаквартиру» умирает, когда человеку, внутри которого он живет, в один прекрасный день понимает очевидное. О том, что тарифы за ремонт и содержание общего имущества дома, как и необходимый набор работ, утверждаются собственниками квартир, а управляющая компания может лишь предложить свои варианты тарифов и сотрудничества. О том, что инициировать общее собрание может только один из собственников, но никак не коммунальщики. О том, что хозяином в доме, а значит, и в подвале и на чердаке, является собственник, а не персонал обслуживающей организации. Это ли великий секрет?

Когда жилец, понимая все это, переходит в разряд посвященных, он начинает осознавать, что коммуналка — это просто. Заключили договор на обслуживание и ремонт своего имущества, определили цену этих услуг… Одна сторона платит — другая за деньги выполняет обусловленную договором работу. Выполняют коммунальщики работу хорошо — продлим договор. Нет — до свидания. Это что касается управляющих компаний.

С предоставлением коммунальных услуг все не так. Ресурсоснабжающие организации, хоть и не любимы, но неповторимы. Нет в одном доме двух теплоснабжающих компаний, как и двух водоканалов тоже нет. К другому поставщику воды вы — теоретически — можете подключиться, если у него вода, как вам кажется, чище. Хоть «Есентуки № 14» через кран лейте, но для этого придется проложить тысячи три километров водопровода. С теплосетями вообще трудно будет: чтобы километров через десять водовода хотя бы тепленькая пошла. Монополистов местного масштаба придется терпеть. Но терпеть — это не значит платить сколько попросят, не получая 100-процентной услуги.

С этого места и начинается общедомовой счетчик и ОДН — ещё одна обманутая надежда собственников жилья. Предлагая установить приборы учета, а потом прикручивая и вворачивая датчики и расходомеры к гнилым трубам, некоторые компании обещали собственникам снижение платы. Экономию и сбережение. Но надо понять: общедомовые счетчики, как таковые, ничего не сберегают, их установка не является энергосберегающим мероприятием. Счетчик просто считает — прибыль или убытки, счетчик взяток не берет, магнитов себе «на голову» не ставит и не является учредителем ресурсоснабжающей организации. Он не ворует, поэтому его можно поставить, но нельзя посадить. Кто ж его посадит, он же — счетчик! Счетчик непредвзят и нейтрален. В этом его достоинство, но и недостаток его тоже в этом.

Если вы поставили общедомовые счетчики в свою пятиэтажку с гнилым протекающим водопроводом и неизолированными трубами системы теплоснабжения — беда пришла в дом ваш. Весь объем, посчитанный прибором учета, будет распределен между жильцами дома. Причем, как правило, космические счета получат жильцы, установившие индивидуальные приборы учета. Экономия обернется кошмаром. Все утечки в подвале и магниты на водомерах предприимчивых собственников оплатят их законопослушные соседи. Кстати, депутаты обещали облегчить участь жильцов, разобраться и убрать площади неотапливаемых и неосвещаемых подвалов и чердаков из расчетов ОДН. Даже не надейтесь! Нет, площади уберут, но что это даст, если на вашем доме стоит общедомовой счетчик, и все, что он насчитает, будет выставлено к оплате жильцам дома пропорционально занимаемой площади. Даже если все потери и воровство повесят на коммунальщиков, радости мало. В этом случае потери будут оплачены так или иначе теми же собственниками, но из средств на ремонт и содержание. А других денег у коммунальщиков просто нет.

Впрочем, все не так уж и плохо. Если вы сделали два первых шага и убили тупицу «заплатизаквартиру», и похоронили вредоносную надежду, в следующем номере мы попробуем рассказать, как жить дальше и самое главное — дешевле.

Оригинал

 

Комментарии  

 
# Эдуард 21.05.2013 10:19
который, по предварительным расчетам, могут стекаться ежегодно более 3 млрд руб. По словам Сергея Афонина, в правительстве пока не определились, создавать одного или нескольких региональных операторов. Его заместитель Айдар Суфиянов, приводя в пример другие регионы, полагает, что распорядителей фонда должно быть не более двух на регион.

В мэрии Уфы намерены побороться за это право. «Есть смысл, чтобы для Уфы был создан отдельный региональный оператор, поскольку у нас сосредоточена практически половина жилищного фонда республики»,— сказал вчера „Ъ“ заместитель генерального директора МУП «Управление жилищного хозяйства Уфы» Альфред Зинатуллин.

Впрочем, у граждан есть выбор — они могут перечислять взносы на спецсчет своего ТСЖ, приняв соответствующее решение на собрании. Участники рынка считают эту схему оптимальной. «Мы сами устанавливаем размер сборов за капремонт в нашем ТСЖ, на общем собрании определяем размер и очередность трат, у нас все прозрачно. А когда деньги уходят в какой-то фонд, часто бывает, что их потом невозможно найти»,— отметил руководитель ТСЖ «Солнечный» Ильдар Султанов.

«Главная проблема фондов, которыми управляют госструктуры,— в их закрытости и непрозрачности, — согласилась с господином Султановым председатель домкома в Демском районе Уфы Наталья Караваева.— Например, в Уфе траты муниципального фонда не может проверить никто — ни Контрольно-счет ная палата, потому что это не бюджетные деньги, ни прокуратура, ни рядовые собственники жилья. С региональным фондом может быть такая же ситуация. Если депутаты действительно захотят сделать его прозрачным, они должны тщательнее прописать все процедуры контроля за расходами».
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2193447
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
 
 
# Эдуард 21.05.2013 10:17
Курултай Башкирии на ближайшем заседании в конце мая — начале июня должен принять в первом чтении проект закона «Об организации проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан», сообщили „Ъ“ в парламенте. Документ обязывает собственников жилья в многоквартирных домах с января следующего года ежемесячно отчислять взносы в республиканский Фонд капитального ремонта (ФКР). Фиксированный размер платежа за каждый квадратный метр занимаемой площади к осени должно определить региональное правительство. Величина будет варьироваться в зависимости от муниципалитета и степени износа дома, пояснили вчера „Ъ“ в министерстве ЖКХ республики.

Министр жилищно-коммуна льного хозяйства республики Сергей Афонин, вносивший проект закона в комитет по промышленности, транспорту и связи Курултая, пояснил, что к созданию республиканског о ФКР региональные власти подталкивает федеральное законодательств о, в частности, новая редакция Жилищного кодекса РФ. В ней доля участия граждан в финансировании капремонта увеличивается со следующего года с 5% до 15%. Также с помощью ФКР в регионе надеются компенсировать сокращение отчислений из Фонда содействия реформированию ЖКХ. «С этого года крен в работе федерального фонда сделан на сносе ветхого и аварийного жилья, а капремонт ложится на плечи региона и собственников», — пояснил министр.

Он уточнил, что до сих пор деньги федерального фонда являлись основным источником финансирования капремонта. В 2008–2012 годы из него в республику поступило более 4 млрд руб., при том, что вложения регионального бюджета и собственников жилья суммарно составили около 3 млрд руб. В крупных муниципалитетах существовали соответствующие городские фонды капремонта. В Уфе ежемесячные отчисления в него достигали 2 руб. 80 коп. за 1 кв.м (суммарный бюджет фонда оценивался в 400 млн руб. в год), в Стерлитамаке — 5 руб. за 1 кв.м. По прогнозам Сергея Афонина, после вступления в силу нового закона тарифы в этих городах могут сравняться.

Перечень домов с графиком проведения капремонта в правительстве обещают составить на 20 лет вперед и опубликовать к осени. По предварительным данным, в первый год реализации закона в список попадут всего 47 домов, имеющих степень износа более 30%. Общее число таких домов в правительстве оценивают в 20 тыс. Таким образом, в первый год работы ФКР могут быть отремонтированы менее 1% домов.

Основная интрига в том, кто будет распоряжаться деньгами фонда, в который, по предварительным расчетам, могут стекаться ежегодно более 3 млрд руб. По словам Сергея Афонина, в правительстве пока не определились, создавать одного или нескольких региональных операторов. Его заместитель Айдар Суфиянов, приводя в пример другие регионы, полагает, что распорядителей фонда должно быть не более двух на регион.

В мэрии Уфы намерены побороться за это право. «Есть смысл, чтобы для Уфы был создан отдельный региональный оператор, поскольку у нас сосредоточена практически половина жилищного фонда республики»,— сказал вчера „Ъ“ заместитель генерального директора МУП «Управление жилищного хозяйства Уфы» Альфред Зинатуллин.

Впрочем, у граждан есть выбор — они могут перечислять взносы на спецсчет своего ТСЖ, приняв соответствующее решение на собрании. Участники рынка считают эту схему оптимальной. «Мы сами устанавливаем размер сборов за капремонт в нашем ТСЖ, на общем собрании определяем размер и очередность трат, у нас все прозрачно. А когда деньги уходят в какой-то фонд, часто бывает, что их потом невозможно найти»,— отметил руководитель ТСЖ «Солнечный» Ильдар Султанов.

«Главная проблема фондов, которыми управляют госструктуры,— в их закрытости и непрозрачности, — согласилась с господином Султановым председатель домкома в Демском районе Уфы Наталья Караваева.— Например, в Уфе траты муниципального фонда не может проверить никто — ни Контрольно-счет ная палата, потому что это не бюджетные деньги, ни прокуратура, ни рядовые собственники жилья. С региональным фондом может быть такая же ситуация. Если депутаты действительно захотят сделать его прозрачным, они должны тщательнее прописать все процедуры контроля за расходами».
7
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору