Обращение в Правительство РБ и Госсобрание РБ
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Школа
06.04.2013 13:29

ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемое Правительство РБ !

Обращаются к вам родители русскоязычных школьников Башкирии, а также участники интернет-сообщества "Образование и русский язык в школах Башкирии"http://my.mail.ru/community/russkaja_shkola/, с огромной просьбой решить ситуацию с изучением национальных языков в общеобразовательных русскоязычных (не национальных) школах и классах в наиболее позитивном ключе для всех народов нашей многонациональной республики.

На своих слушаниях вы уделяете время на обсуждение изменения в области культуры и выступаете с инициативой создания законопроекта «О театре», заботясь о культуре, и мы надеемся, что найдете возможность рассмотреть и наше обращение, ведь хорошее образование, качественное изучение русского языка и литературы — одна из главных задач государства.

Напоминаем вам, что в данное время большинство русскоязычных школьников нашей республики, для которых русский язык является родным, изучают русский язык и русскую литературу в урезанном виде: по сравнению со своими сверстниками из других регионов России они недополучают 30%-40% уроков русского языка и литературы.
Предмет «Родной русский язык», который отнимает 2-3 часа от изучения русского языка и литературы, не компенсирует этого недополучения, так как он ведется по другим программам и учебникам. В результате такого преподавания русскоязычные выпускники становятся менее конкурентоспособными.
В то же время 2 урока в неделю русскоязычные школьники изучают предмет «башкирский язык».
Часто уже во втором классе нерусские и небашкирские учащиеся изучают сразу 4 языка – русский, английский, башкирский и родной (татарский, удмуртский, чувашский, марийский и т.д). Для части школьников это слишком большая нагрузка, вследствие чего ни один их четырех языков они не усваивают в полной мере.
Мы не против преподавания родных языков, мы не против изучения башкирского языка.
Мы за полноценное изучение русского языка и пересмотр формата изучения языка башкирского.

Предлагаем прислушаться к нашему мнению и решить этот вопрос следующим образом:
1. Вернуть полное количество часов на преподавание русского языка и литературы для русскоязычных школьников, обучающихся в русскоязычных общеобразовательных школах, как это осуществлялось в республике до 2006 года
2. Сделать обязательным изучение родных языков для представителей детей основных народов Башкирии
3. Сделать добровольным изучение башкирского языка как государственного
4. Предоставить родителям и другим законным представителям ребенка самими решать, какой язык на данном этапе развития ребенка является для него родным, т.е. выбор родного языка сделать добровольным. В нашей республике, где треть браков является межнациональными, этот вопрос актуален.
Родные языки в общеобразовательных русскоязычных школах будут преподаваться во время, отведенное в данный момент на обязательное изучение башкирского языка.
Таким образом, русский язык будет преподаваться в полном объеме, сохранится преподавание родных языков, все желающие будут иметь возможность изучать башкирский язык.
Обязательное изучение родных языков не должно быть прикреплено к «официальной» национальной принадлежности ребенка, в таком случае, любой ребенок может посещать курсами уроки любых национальных языков, а может остановиться на углубленном изучении какого-то одного языка.

Этим шагом мы уравняем в правах все народы, проживающие на территории нашей республики, на уровне государственной поддержки дадим возможность сохраняться языкам народов РБ, устраним сохраняющуюся уже несколько лет конфликтную ситуацию.
Сделав этот шаг, мы станем поистине народной республикой, уважающей и ценящей все языки.
Еще раз акцентируем ваше внимание на том, что данные предложения касаются только лишь учащихся русскоязычных общеобразовательных школ, никак не задевая права школ национальных на изучение своих национальных языков.

Почему, по нашему мнению, нельзя принуждать всех детей изучать башкирский язык?
Этому есть несколько причин:

1. Башкирский язык для русскоязычного ребенка, выросшего в русскоязычной среде, является по сути иностранным. Лингвистически одаренных детей, способных одновременно изучать 2 чужих для него языка (английский и башкирский) не так много (как, впрочем, и детей, одаренных художественно или математически). Для лингвистически одаренных детей существуют языковые гимназии или специальный гимназические классы в общеобразовательных школах.
Для детей без выраженных лингвистических способностей изучение двух языков со второго класса, кроме обязательного русского, во многих случаях является непосильной нагрузкой.
Для детей, испытывающих трудности с освоением русского языка (страдающих задержкой речевого развития, алалией, дизлексией, дизграфией, заиканием; по разным данным, это от 20 до 30% учащихся), было бы целесообразно заниматься дополнительно русским языком по логопедическим и другим, развивающим речь программам, что будет возможным при отмене обязательного изучения башкирского языка..

2. В Башкирии башкир примерно треть населения. Башкиры компактно проживают в
сельской местности и не по всей территории РБ. В нашей республике проживают компактно многие народы, дети там учатся в национальных школах на своем языке, либо в русскоязычной школе, но с изучением своего родного языка.
Возьмем для примера Мишкинский район Башкирии, где проживает около 80% марийцев. Кроме своего родного марийского, ребенок из марийского села изучает еще и неродной ему башкирский язык, и английский язык, и русский язык, - государственный язык нашей страны и язык межнационального общения. По русскому языку ему придется сдавать ЕГЭ, а требования ЕГЭ одинаковы для всех :москвича, уфимца и жителя национальной глубинки.
Ребенок из марийского села Башкирии вынужден изучать 4 языка со второго класса! В России такое практикуется только в языковых гимназиях, куда принимаются лингвистически одаренные дети, куда записываются по собственному желанию.
Обязательное изучение башкирского языка в небашкирских национальных селах является нецелесообразным.

3. Коррекционные школы. Там обучаются дети, которые с трудом осваивают учебную программу. У этих детей огромные трудности с освоением русского языка. В некоторых школах не изучается иностранный язык, либо он изучается лишь с пятого класса, весь упор делается на адаптацию ребенка к жизни в обществе, на освоении русского языка. Но, во исполнение закона о языках РБ, и в этих школах изучается в обязательном порядке башкирский язык со второго класса, причем, по учебникам, ничем не отличающимся от учебников для обычных школьников. Психологи и врачи могут проконсультировать, насколько пагубно отражается на развитии этих детей подобные эксперименты.
Обязательное изучение дополнительного языка для таких детей очень плохо сказывается на их общем развитии и адаптации к обществу.

4. В местах компактного проживания небашкирского населения (а это все крупные города и небашкирские села), т.е. на большинстве территории Башкирии, отсутствует языковая среда для применения башкирского языка, в связи с этим у населения формируется негативное восприятие обязательности его изучения, появляются очаги напряжения.
В местах проживания многонационального населения спросом пользуется углубленное изучение русского языка и литературы, а также изучение многих национальных языков.

Обязательное изучение именно башкирского языка в том виде, которым это осуществляется на данный момент, является нецелесообразным, т.к. игнорирует реальные запросы общества и способствует напряжению в обществе.


Мы предлагаем обучать детей в общеобразовательных русскоязычных школах следующим образом:

1. Все русскоязычные дети, учащиеся русскоязычных общеобразовательных школ и русскоязычных классов, независимо от национальности, изучают русский язык и литературное чтение в объемах, предусмотренных для школ с русским языком обучения, - как это практикуется по всей России, а ведь по всей России в школах учатся дети разных национальностей, а не только 100% русские

Таким образом мы исполняем наказ Правительства РФ о должном изучении русского языка и литературы, уравниваем русскоязычных детей Башкирии с русскоязычными детьми всей России в праве на изучение русского языка.

2. Вместо обязательных уроков башкирского языка дети изучают свои родные языки по 2 часа в неделю. Русские дети (по желанию, и дети других национальностей) в это время либо углубляют свои познания в русском языке, при необходимости занимаются с логопедами, либо, по желанию, изучают любой национальный язык, изучающийся в данной школе. Башкирские дети в это время изучают башкирский, татарские – татарский и так далее, в зависимости от возможностей данной школы.
Таким образом мы на государственном уровне сохраняем национальные языки народов РБ.

3. Для желающих изучать башкирский язык углубленно организовываются дополнительные занятии. Для желающих изучать родной язык углубленно также организовываются дополнительные занятия, в том числе и во внеурочное время, в том числе и в выходные, нерабочие дни. Школа должна стать центром изучения родного языка для учащихся любых национальностей, проживающих более или менее компактно в конкретном населенном пункте или микрорайоне, для этого надо подготовить хороших специалистов, разработать методики преподавания.

4. Для того, чтобы все дети, независимо от национальности, имели представление о башкирском языке, можно в средних классах в рамках уроков краеведения выделить 20-30часовой интенсивный курс изучения разговорного башкирского языка. Для этого с помощью высококвалифицированных специалистов разработать учебник, методики, хорошо подготовить учителей.
Таким образом, мы знакомим детей с основами башкирского языка, делаем это грамотно и без напряжения.


Правительство Российской Федерации в настоящее время озабочено ростом межнациональной напряженности и призывает делать все для урегулирования всех конфликтов на национальной почве. Мы, со своей стороны, призываем вас, представителей региональной власти, принять решение, удовлетворяющее чаяния многонационального народа республики.
Президент РФ В.Путин в своих последних заявлениях неоднократно заявлял о значении полноценного изучения русского языка и литературы для всех народов, проживающих на территории России, ведь русский язык - это язык межнационального общения, язык образования и науки.
Таким образом, приняв закон о добровольном изучении башкирского языка, мы выводим нашу республику из зоны затянувшего конфликта местной власти с народом.
Принятием закона об обязательном изучении родных национальных языков, либо принятием соответствующих постановлений, мы гарантируем заботу и сохранение не только башкирского языка, но и всех основных языков народов, проживающих в РБ.

Принятием таких законов мы проявим действительную заботу обо всех народах Башкирии, покажем пример сотрудничества власти и народа в национальной политике всем национальным республикам.

30 марта 2013 г.

Интернет-подписи заверяю. Администратор интернет-группы "Образование и русский язык в школах Башкирии и России"http://my.mail.ru/community/russkaja_shkola/ Галина Лучкина (Лина Серегина)

В скором времени нами будут отправлены обращения с "живыми" подписями.

1. Старкова Надежда Ивановна, Уфа
2. Быкова Юлия Владимировна, Белорецк
3. Бузюк Оксана Викторовна, с.Метели, Дуванский район РБ
4. Мочалова Светлана Шавкатовна, г.Салават
5. Мочалов Вячеслав Владимирович, г.Салават
6. ,Хайерова Зульфия Шакировна,г.Салават
7. Пестель Эльвира Рамилевна, г.Салават
8. Мухамедянова Гульнур Бахтиганеевна, г. Салават
9. Рахматуллина Вера Владимировна, г.Уфа
10. Минеева Марина Владимировна, г.Уфа
11. Котова Римма Васильевна. г.Уфа
12. Иванов Павел Владимирович, Стерлитамак
13.Кокорина Диана Аркадьевна, Уфа
14.Васючков Евгений Викторович, г.Белорецк
15. Маштаков Борис, г.Уфа
16. Малкова Дарья Владимировна. Уфа
17. Крашенинникоа Алексей Васильевич, г.Уфа
18. Петров Александр Фёдорович, г.Учалы
19. Участкин Олег Владиславович. Уфа
20. Кобелева Инна Анатольевна, Уфа
21. Нугаева Ольга Михайловна, г.Октябрьский
22. Зайцев Сергей Викторович, г.Уфа
23. Зайцева Ирина Анатольевна, г.Уфа
24. Разетдинов Лаис Каримович, Аургазинский р-н
25. Попова Людмила Геннадиевна. г.Янаул
26. Тарасова Эльза Шавкатовна, г. Уфа
27. Тарасов Александр Борисович, г.Уфа
28. Виноградова Вера Алексеевна, г.Уфа
29. Виноградов Олег Викторович, г.Уфа
30. Кучумова Инесса Федоровна, г.Уфа
31.Новикова Валентина Кирсановна, г.Уфа
32. Вяхирев Сергей Владимирович, г.Салават
33. Вяхирева Ирина Васильевна, г.Салават
34. Жукова Тамара Николаевна, г. Салават
35. Вяхирева Валентина Вячеславовна г. Салават.
36. Лучкина Галина Николаевна, г.Уфа
37. Наумкин Сергей Александрович, г.Уфа
38. Нургалеева Светлана Анваровна, г.Уфа
39. Бельченко Наталья Геннадьевна, г.Уфа

 

Оригинал