5 вопросов о Государственном Собрании РБ: чем заняты депутаты и сколько они получают
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Депутаты
29.03.2017 23:19

Главным органом представительным органом законодательной власти в Республике Башкортостан является Государственной Собрание-Курултай РБ. Из-за слова «Курултай» его часто путают с общественной организацией МСОО Исполком Всемирного Курултая (конгресса) башкир. Однако между ними мало чего общего, поэтому парламент республики принято называть Госсобрание РБ. Между тем, немногие понимают что собой представляет Госсобрание РБ, и чем занимаются наши депутаты. Поэтому мы решили дать некоторые разъяснения нашим читателям.


Из кого состоит Госсобрание РБ 
 
Госсобрание представлено 110 избранными депутатами. Так на выборах в республиканский парламент действует смешанная система выборов, то половина из них избирается по спискам партий, а вторая по одномандатным округам. Поэтому на выборах в Госсобрание РБ мы ставим галочку в двух бюллетенях: за партию и конкретного кандидата. Депутаты-одномандатники также выдвигаются партиями, но представляют уже конкретных избирателей, которые вполне могут с них спрашивать. При этом депутаты могут выдвигаться от конкретных партий, состоять в фракциях, но не быть членами партий. Например, Рамиль Бигнов, который представляет фракцию «Единая Россия», но не состоит в этой партии. В этом созыве в Госсобрании РБ доминирует «Единая Россия», она составляет самую большую парламентскую фракцию. Имеются также небольшие фракции КПРФ, ЛДПР. По одному представителю партий «Зеленые», «Патриоты России» и «Партии социальной солидарности» объединились в фракцию «Объединенное депутатское объединение». Госсобрание РБ состоит не только из депутатов, но секретариата и аппарата парламента, представителей Правительства РБ, Главы РБ, Прокуратуры РБ и Госкомитета РБ по делам юстиции и Общественной палаты РБ. Они не голосуют за принятие тех или иных законов, но обладают правом законодательной инициативы и правом выражения своего отношения к принимаемым законам. Очень часто это отношение становится ключевым.
 

Структура парламента

Все депутаты, кроме спикера Константина Толкачева и его трех заместителей Франиса Сайфуллина, Юмабики Ильясовой и Вадима Старова являются членами 8 комитетов ГС РБ. Это своеобразная специализация парламентариев по профилю. Названия комитетов говорят сами за себя:

 

- Комитет по государственному строительству, правопорядку и судебным вопросам (Председатель – Виктор Пчелинцев).

- Комитет по местному самоуправлению, развитию институтов гражданского общества и средствам массовой информации (Румиль Азнабаев).

- Комитет по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию (Рузалия Хисматуллина).

- Комитет по промышленности, инновационному развитию и предпринимательству (Рашит Хайруллин).

- Комитет по жилищной политике и инфраструктурному развитию(Елена Родина).

- Комитет по аграрным вопросам, экологии и природопользованию (Расул Гусманов).

- Комитет по образованию, культуре, спорту и молодежной политике(Эльвира Аиткулова).

- Комитет по здравоохранению, социальной политике и делам ветеранов(Николай Никитин).

Деление на комитеты разделяет начальную стадию принятия законопроектов по тематикам и отраслям перед общим голосованием. Однако это скорее общий порядок, нежели обязательство. Членство в одном комитете не означает, что депутат не может выйти с инициативой принятия того или иного законопроекта, который совпадает с профилем другого комитета.

 

Кто и сколько получает

Чаще всего обывателей интересует, какую зарплату получают народные избранники. Однако таковыми являются не все депутаты. На профессиональной основе, то есть получают зарплату, в ГС РБ работают Председатель, два его заместителя, председатели комитетов и по одному заместителю. Всего 19 человек. Аппарат Госсобрания РБ также получает зарплату, однако они являются не избранными лицами, а государственными служащими. 
Кроме этого для работающих на постоянной основе имеются и другие льготы и приятности. Например, после выхода на пенсию они будут получать ее ка государственные служащие, то есть до 80 % от оклада. 
В Госсобрании РБ не особо любят распространяться о своих зарплатах. В обязательных декларациях фигурируют общие доходы за года. Так в 2015 году Константин Толкачев заработал почти 5 млн рублей, а его заместители по 3,2 млн. От 2,9 до 3.5 млн рублей получили председатели и заместители комитетов. Фактически эти 19 депутатов получают зарплату на уровне министров. Много это или мало судить вам.

Остальные же, помимо депутатских обязанностей, работают и получают зарплату там, где трудились до выборов. В Госсобрание они приезжают на заседания своих комитетов, общее собрание (по разу в месяц) и при необходимости.

Кроме этого, все без исключения депутаты получают по пять тысяч рублей на мобильные разговоры, бумагу, конверты и другие «расходы на депутатскую деятельность».

 

Как принимаются законы

О тех, кто помимо самих депутатов может выступать субъектом законодательной инициативы, мы уже писали выше. Законопроект поступает в профильный комитет и параллельно направляется в Правительство РБ, Прокуратуру РБ и Госкомюстиции РБ. Затем законопроект представляется на заседании комитета. Как правило, это выглядит так. Если инициатор нового закона Глава РБ, Правительство РБ, сам комитет или отдельный депутат, то о нем докладывает председатель комитета или заместитель. Если инициатор проекта конкретное ведомство или прокуратура, то это будут их представители. Депутатам заведомо рассылаются тексты и все сопроводительная документация, но очень часто получается так, что впервые они пробегаются взглядом по бумагам только на заседании комитета. Более того, мы неоднократно были свидетелями того, что после краткого доклада, суть законопроекта нам не может полностью разъяснить и сам председатель. И все же очень редко, но дискуссии случаются. Затем после представления и вопрос (чаще формальных) свое мнение высказывают представители главы региона, правительства и прокуратуры. Оно очень часто становится ключевым. Потом депутаты голосуют и передают законопроект его в Президиум ГС РБ, который состоит из руководства парламента и комитетов. Эта стадия имеет больше формальный характер.

И вот спустя некоторое время депутаты в полном составе собираются на пленарное заседание. За полчаса до него проходят фракционные заседания, где решается отношение к законопроекту. С одной стороны это пустая формальность, своей массой «Единая Россия» продавливает любое решение. Но с другой, большая часть депутатов вовсе не знает сути принимаемых законов. Им нужно все разъяснить, а главное – дать указание как правильно голосовать. Поэтому получается очень забавно, когда до фракционных заседаний народные избранники не могут ничего рассказать о своей позиции, а после с умным видом задают докладчикам вопросы. Что очень похоже на спектакль. Повторимся. Что за многие годы работы в качестве парламентских корреспондентов мы убедились, что большая часть депутатов не особо разбираются в том, за что голосуют.

На пленарном заседании перед всеми депутатами выступают все те же докладчики, но подробностей и разъяснений становится еще меньше. За каких-то два часа принимается сразу несколько десятков законов и постановлений. Голосование депутатов носит открытый характер, и каждый из них понимает меру своей ответственности. Правда, чаще не перед избирателем, а перед своим начальством.

Таким образом, проходит первое чтение любого законопроекта, и он уходит на повторный круг. Таких чтений должно быть три, но иногда происходит, что законопроект проходит сразу два, а то и три чтения. Опыт подсказывает нам, что к таким законам стоит относиться внимательнее, так они часто содержат неприятные для граждан вести. В промежутках между чтениями субъекты законодательной инициативы могут предложить свои поправки. Кроме этого возможно проведение широкого обсуждения принимаемых законопроектов, общественные или парламентские слушания. Но эти инструменты носят лишь эпизодический характер.

 

Что могут депутаты 

Этот интересный вопрос приобретает характер уже философского. Если брать Госсобрание в целом, то очень многое. Конституция и законы предусматривают целый ряд значимых полномочий, например, заслушивание отчетов правительства, ведомств, посланий Главы РБ, назначение мировых судей и аудиторов КСП РБ. Это все необходимая рутина, с которой не возникают проблемы. Как выполняют свою главную законодательную функцию народные избранники по принятию ежегодного бюджета, мы уже писали. Просто фантастикой можно считать ситуацию, когда депутаты могут посметь выразить недоверие правительству или самому главе республики. 
Так что же еще могут депутаты, зачем вообще быть членом Госсобрания на не постоянной основе? Если взглянуть на декларации всех депутатов, то понимаешь, что большинство из них небедные люди. Самые богатые из них не работают в парламенте на постоянной основе. Есть среди них и общественные деятели, партийные функционеры и журналисты, но их так много. Большинство составляют предприниматели и руководители. Депутатский мандат для них – это возможность открывать двери высоких кабинетов, связи, запросы в пользу своих интересов и защита бизнеса. Такие депутаты легко расстаются с десятками тысяч рублей и изображают бурную деятельность во имя избирателей. Например, отремонтируют детскую площадку или облагородят парк в своем избирательном округе. Но при этом они не забудут протащить через инстанции решение, которое принесет из бюджета многомиллионные барыши их бизнесу или партнерам. 
Таковы реалии и таковым мы видим парламент Республики Башкортостан, хотя многое в нем делается нужного и правильного.   

 

Ссылка на источник