Представляю вам Юлю. За ней сложно угнаться: она быстрым шагом идет через
Петроградский остров. Как раз в этот момент она неожиданно выбегает на проезжую
часть и наискось пересекает самый оживленный перекресток квартала. Эту стройную
девушку с черными волосами до пояса и большими тщательно накрашенными глазами не
смущает вой клаксонов. Водители сигналят не только из-за того, что она нарушает
правила. Такая красотка привлекает и мужчин, и женщин. К огорчению первых, она
предпочитает вторых.
«Я была бы последним человеком, кто пошел бы в салон красоты, - уверяет она меня
с высоты своей красоты и 20 с небольшим лет. - Все, что ты на мне видишь, это
результат полутора часов работы, которую я провожу перед выходом из дома».
Об этом можно догадаться, посмотрев на ухоженные и сильно накрашенные лица
россиянок. Рано утром в троллейбусах и метро, вечером в ресторанах и театрах на
их веках сияют тени, а губы спрятаны под слоем помады. Такие наблюдения можно
сделать в больших городах (Юля петербурженка), но только ли там?
«В Петербурге я как раз могу выйти из дома без косметики, тут я могу смешаться с
толпой», - рассказывает мне Наташа Кузнецова, которая годится Юле в матери, но
не уступает девушке в ухоженности. У нее безукоризненный, заметный макияж, мы
два часа сидим в кафе, но она не снимет с головы элегантной шляпки. «Другое дело
в маленьких городках. Я сама из Вологды, где все друг друга знают, - продолжает
Наташа. - Если бы я появилась на улице просто так, люди бы стали спрашивать "Ой,
что это с тобой? Как ты распустилась!" Так что там перед выходом из дома я
обязательно крашусь».
И не она одна. Благодаря соотечественницам Юли и Наташи российской косметической
отрасли не грозит никакой кризис, новое рождение переживают бани, а социологи
связывают любовь к помадам с устойчивостью режима Путина. Как же выглядит этот
макияж?
Травма польской помады
В первую очередь это цвета. У каждого поколения свои. Юля рассказывает: «Среди
моих ровесниц началась мода на натуральный макияж. А моя бабушка и ее подруги
любили жирную черную тушь для ресниц, яркие карандаши для век и светло-розовую
помаду. Думаю, это у них осталось от времен Бриджит Бардо. У женщин возраста
моей мамы обычно масса косметики, они любят краситься ярко. Видимо, это реакция
на эпоху, когда Россия была закрыта от мира». «Молодым сейчас гораздо легче, -
вздыхает Наташа. - Можно купить что угодно, чтобы подчеркнуть красоту. Те, у
кого есть деньги, просто живут этим. Сауны, салоны красоты, косметика
всевозможных марок. А я была счастлива, когда удавалось привезти из Польши крем
Pani Walewska или какую-нибудь помаду. Однажды я купила тени для век, а потом
оказалось, что ее сделали цыгане из меда, они меня обманули».
Травма цыганских теней и польской помады оборачивается дорого. Россиянки тратят
на свой мэйкап немалые суммы. Российская Парфюмерно-косметическая ассоциация
регулярно публикует на эту тему оптимистичные отчеты: с начала XXI века рынок
увеличивался на 20% в год, а когда мир охватил кризис, темп роста снизился всего
лишь до 11%. Данный рост обеспечивают работающие жительницы крупных городов в
возрасте 19-55 лет: в Москве, Петербурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске,
Екатеринбурге с макияжем ходят 85% женского населения.
По данным РПКА, россиянки тратят на косметику 12% своих доходов. На товары для
макияжа у них в среднем уходит от 800 до 3 тысяч рублей в месяц. Для сравнения,
в Польше, по данным опроса потребителей за октябрь 2012 года, - 42 злотых (около
420 рублей, - прим. перев.). При этом средний уровень заработной платы в Польше
(по данным Главного статистического управления) составляет чуть более 3,6 тысяч
злотых (около 36 тысяч рублей), тогда как в России - 21 тысячу рублей.
Значит, россиянки живут не по средствам? Немецкая исследовательница России
профессор Биргит Менцель (Birgit Menzel) полагает, что гламур стал уже не просто
стилем, а официальной идеологий. Это культурный аналог капитализма, взлелеянный
многолетними мечтами о благосостоянии и ностальгией по великодержавному
прошлому.
«"Глэм-капитализм" - это, на мой взгляд, общемировое явление. В России оно
выглядит более заметным из-за контраста с советскими временами, - комментирует
ситуацию социолог из Санкт-Петербургского университета профессор Дмитрий Иванов,
первым описавший данное явление. - Гламур становится логикой жизни. До ранга
ценностей вырастают такие понятия, как роскошь, экзотика, эротика и "блондификация",
как я называю формирование собственного образа при помощи макияжа, пластических
операций, услуг стилистов и т.п. Посмотрите на то, что делает Путин. Он
продвигает имидж сильного мужчины, прибегая к приемам поп-культуры. Потребление
рекламируется как рецепт обретения счастья. Логику гламура тиражируют глянцевые
журналы и телевидение. Это точный ответ на те потребности россиян, которые много
десятилетий подряд отодвигались на задний план».
Так что должно быть разноцветно и дорого. И еще одно: должно быть горячо.
Бани в тренде
Клубы пара закрывают грибок на стене. Ты сидишь голой в войлочный шапке, а
вокруг настоящие бабушки. У каждой в руках веник из веток. Не слишком влажный,
не слишком сухой, слегка смоченный водой. Тишина, сосредоточенность и жар.
Ведущая церемонии поливает раскаленные камни. Это вода, возможно, с настоем
трав. Больше пара и все горячее и горячее.
«Еще немного, продолжай», - шепчут твои соседки. Так что вода льется дальше, а
температура поднимается все выше. И вдруг, когда женщинам становится достаточно
жара, в ход пускают веники. Они бьют друг друга по спине, рукам, ногам… Капли
пота смешиваются с каплями пара, и баня начинает напоминать ад. Женщины одна за
другой выходят из парной. Теперь только бассейн с холодной водой.
«Чаще всего мы ходим в баню что-нибудь отмечать, - рассказывает Юля. - Если у
кого-нибудь день рождения или еще какой-нибудь праздник, мы собираемся, покупаем
много алкоголя и устраиваем супервечеринку. Еще популярны финские сауны и
турецкие бани, потому что россияне любят экзотику. Но многие до сих пор выбирают
только баню».
Баня вызывает зависимость. Из недели в неделю я встречаю там одних и тех же
женщин. Когда в начале 2012 года общественные бани в Петербурге подняли цены,
поднялся шум. В «льготные дни» (в один из дней недели делаются скидки) у бань
начали собираться очереди. В одну из бань поступило столько жалоб, что ее
директору пришлось пойти на попятную. Отмечу, что речь не просто о повышении
цен, они поднялись сразу до 100 или даже 200 рублей за сеанс, хотя раньше это
стоило 25 рублей. Смешные деньги? Конечно, если сравнить с ценами спа-комплексов
или шикарных бань, таких, как московские «Сандуны» - самое известное такого рода
место в стране, где за сеанс можно выложить пять тысяч рублей.
Однако общественные бани получают государственные дотации и остаются для многих
единственным местом, где они могут вымыться. В одном только Петербурге 190 тысяч
человек живут без ванных комнат в квартире, более 205 тысяч - без горячей воды,
а 11 тысяч (хотя это кажется невероятным во втором по размеру городе России) -
вообще без воды. К этому можно добавить жителей коммуналок, стоящих с соседями в
очереди в ванные комнаты.
Их всех ждут 380 городских бань, включая спа-комплексы с сумасшедшими ценами и
разные подозрительные заведения, где в дополнение к сауне прилагаются девушки.
Общественных бань, где можно просто помыться, всего 37. Неудивительно, что их
обожает народ, а бизнес-консультанты называют традиционные бани очень выгодным
предприятием. А у скольких людей, живущих в провинции, нет ванных!
Бизнес, необходимость, но заодно ритуал и уход за телом. В бане, куда я ходила,
женщины устраивали себе настоящие косметические сеансы. По совету одной из них я
натирала кожу медом и крупной солью. Эксперты, например, Анна Мельник, автор
книги «Русская баня», советуют соотечественницам брать с собой в баню целые
сумки продуктов. Обладательницам чувствительной кожи следует наносить на лицо
смесь из молока и меда, сухой - меда и лимонного сока, а жирной - делать маску
из пяти ложек творога, ложки меда и одного яйца. Есть рецепт и для бабушек:
улучшить упругость кожи можно натираясь смесью из трех ложек меда и трех ложек
водки. Если это не поможет коже, то, по крайней мере, улучшит настроение.
Столь же подробные рецепты дает Мельник и относительно веников, поскольку то,
чем париться тоже, на удивление, имеет значение. Эксперт пишет, что каждое
дерево имеет свои целебные свойства, и отправляет любителей веников за ветками
ранней весной, когда листья еще полны соков. Людям, страдающим болезнями почек
или перенесшим недавно операцию, следует выбрать ветви березы, а кожными
болезнями или гипертонией - ветви дуба. Те, кого беспокоят недомогания
дыхательной системы, должны париться липовыми вениками. Список можно продолжать
еще долго, эксперты подробно пишут об этом в своих справочниках. Очередная
тонкость касается того, чем поливать в бане камни: можно просто водой, но
небольшое количество трав придаст пару целительные свойства. И, наконец,
напитки, которые пьются после бани. «Мы всегда пили чай из самовара с вареньем»,
- рассказывает Наташа, которая ходила в баню регулярно, пока у нее дома не
появилась ванная.
Сейчас эксклюзивные банные комплексы предлагают своим гостям изысканные блюда и
алкогольные напитки, а в самых шикарных заведениях есть свои рестораны. Может
быть, и бани могут вписаться в идеологию гламура?
Перепечатано
Оригинал
|